воскресенье, 30 октября 2011 г.

Евангелическо-лютеранская церковь Христа Спасителя

Начало строительства кирхи относится к 1849 г. по утвержденному императором Николаем I проекту английского архитектора Чарльза Акройда. Адмирал М.П. Лазарев поручил лично Ч. Акройду наблюдение за постройкой кирхи. По проекту архитектора фасад церкви предполагался быть обращенным в сторону Немецкой улицы (ныне Фалеевской). Но заинтересованный во время своего пребывания в Николаеве постройкой лютеранской церкви император Николай I собсвенноручно внес коррективы в проект Ч. Акройда и перенес фасад церкви с Немецкой на Адмиральскую улицу.


С началом сооружения кирхи была создана строительная комиссия по наблюдению за постройкой. В ее состав были назначены директор Николаевской морской астрономической обсерватории Карл Х. Кнорре, правитель канцелярии интенданства в управлении Черноморского флота и портов надворный советник Иван К. Вальд, доктор Треймер, служащие Адмиралтейства Петр П. Гумберт и Крафт.

Закладной камень был уложен под северо-западным углом фундамента. Под него в запаянной капсуле были положены книга Нового Завета, Краткий Катехизис Лютера, Аугсбургское вероиспведание и, кроме того, пластина, на которой выгравированы имена императора Николая, адмирала Лазарева, членов строительной комиссии и архитектора Акройда. На церемонии закладки прсутствовали несколько генералов, а также штабс- и обер-офицеры православного исповедания.

На постройку церкви был использован булыжный камень для фундамента и во внутренние части стен; для облицовки же цоколя и лицевых частей стен - как наружных, так и внутренних, а равным образом для устройства перемычек и сводов был использован штучный камень, который добывался в каменоломнях вблизи Николаева под Терновкой. Каждый подвозимый камень подвергался проверке членом строительной комиссии, а иногда и пастором И. Доллом. Кровельное железо поступало казенным кораблем. Дерево приобреталось посредством договоренностей с Адмиралтейством.

В ту пору в культовой архитектуре господствовало такое направление как неоготика. И архитектором Ч.Акройдом это направление было взято за основу, хотя зодчим использовался англоготический стиль, который на юге империи был совершенно неизвестен.

В плане церковь имеет прямоугольную форму с незначительно выступающим притвором, решенным в строгих формах. Вход в притвор и окна стрельчатые. Между окнами устроены вертикально расположенные псевдоконтрофорсы. Здание ориентировано на северо-восток.
Церковь обращает на себя внимание оригинальностью и изяществом своей архитектуры и тем самым резко отличается от громоздких тяжеловесных лютеранских церквей юга империи, построенных по образцу одесской кирхи 1827 г..

Лютеранская церковь, сооружалась в период с 1849 по 1852 годы. И 12 октября 1852 г. была освящена.


Иоганн Долл двадцать семь лет своей жизни отдал служению Богу и пастве, он по существу был Первым Пастором в городе. Он вошел в историю создания церкви в городе и объединения тех личностей, проживающих в г. Николаеве, которые своими делами и именами вписали не одну страницу не только в историю науки, флота, но и в общую канву истории Российской империи. В 1857 году пастор Иоганн Долл скончался и с почетом был похоронен на Николаевском кладбище.

После пастора Долла на его место был назначен пробст Эмиль Кибер, Гуго Пломан (1872), Феофил Мейер (1896), пастор Куфельд (1910)

В 1916 г. церковный совет лютеранской общины Николаева отослал в евангелическо-лютеранскую Генеральную консисторию в Петрограде отчет за 1916 год о состоянии собственности и о приходе и расходе церкви, в котором, в частности, недвижимое имущество (здание церкви, пастората, церковной школы, флигели и замельный участок с каменным домом) оценивалось в 36000 руб., движимое имущество (орган и церковные принадлежности) оценивалось соответственно в 3850 и 6887 руб. Кроме этого, при церкви имелись приносящие проценты капиталы, состоящие из дарения от П.К. фон Рейнера с 4% дохода, завещаний с 4% дохода от фонда А.Циглера, от А.Циглера, от фонда А.Вальтера и дарение Й.Бишлера 5%, что в целом составило в 100 рублей, не считая статей расходов, включая оплату пастору и кюстеру, на богослужения и недвижимость, ремонты, на особые нужды и др., составляющие сумму в 3512 руб. 12 коп..

А сам город постоянно лихорадило в 1917 - начало 1920 годов: большевики, деникинцы, красногвардейцы, белогвардейцы, махновцы, григорьевцы, анархисты, инностранные окупанты, еврейские погромы, грабежи , насильства, убийства, расстрелы .. и 1 февраля 1920 г. - провозглашение в четвертый и последний раз советской власти. В этом же году скончался пастор Иоганн Куфельд, положивший немало трудов для усиления роли лютеранской церкви и прихода в Николаеве. Его заменил на короткое время (с 1921 по 1922 гг.) для службы в церкви Якоб Штаух, который впоследствии издал ряд исследований по лютеранству, таких как "Исследования по истории и современной жизни южнорусских колонистов" и "Моя тридцатилетняя деятельность на службе в немецких колониях в России".


С 1924 г. в евангелическо- лютеранской церкви г. Николаева стали проповедовать слово Божье, поочередно меняясь братья Отто и Вольдемар Зайб. Когда начались массовые репрессии в 30-х годах ХХ века, пастор Вольдемар Зайб был арестован и осужден на 10 лет заключения в концлагере. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Отто Зайб чудом остался в живых, выехав в Германию.
В 1931 году приход лютеранской церкви Христа Спасителя в г. Николаеве, поняв бесполезность и бесперспективность взаимопонимания между церковью и местными властями, проявившими бесцеремонность и цинизм по отношению к верующим, самораспустился. С тридцатых и по девяностые годы в помещении кирхи был устроен спортивный зал общества "Динамо". Во время оккупации города немецко-фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны иногда в кирхе проходили молебны для солдат и офицеров армии оккупантов.

С 1992 г. евангелическо-лютеранская церковь Христа Спасителя в г. Николаеве стала переживать свое второе рождение.

В.И. Никитин из книги "На круги своя"

Сайт: http://elcnik.at.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий